Денверская Модель Раннего Вмешательства (ESDM) – это терапия для детей с РАС от 1 года до 4 лет, основанная на сочетании Прикладного Анализа Поведения (АВА) и классической психологии развития.
От бихевиорального подхода Денверская модель взяла четкую постановку целей и понимание того, как происходит научение: поведение + определенные стимулы = последствия, которые формируют дальнейшее поведение.
От классической психологии – подход, при котором ребенок с нарушениями развития повторяет те же этапы, что и типично развивающийся, но в своем темпе. Инструментарий, который используется в Денверской модели – это игра, задача которой развить у ребенка желание коммуницировать, что является ключевой болевой точкой у людей с РАС.
В Денверской модели беспрецедентно сочетаются эффективность и естественность. С помощью уже имеющихся увлечений развивается интерес к человеку. Даже если уровень игры ребенка изначально сенсорно-манипулятивный (например, передвижение или ощупывание предметов без видимой цели), возможно сместить фокус на человека. Это научно обоснованный подход. Более десятка различных исследований показывают, что применение Денверской Модели Раннего Вмешательства улучшает активность мозга, связанную с социальными и коммуникативными навыками.
Основное направление работы по Денверской модели: развитие навыков экспрессивной и рецептивной коммуникации, а также развитие потребности в ней. Экспрессивная коммуникация — это навыки просьбы как вербальные (попросить что-то), так и невербальные, например принести взрослому игру, показать указательным жестом, посмотреть на него и потянуть за руку.
Рецептивная — понимание речи. Специалисты работают над тем, чтобы ребенок хотел общаться с другими людьми и была мотивация. Также они работают с пред-речевыми навыками: постановкой указательного жеста, ответной реакцией на голос взрослого, навыками совместного внимания, навыками имитации (моторной имитацией) и т.д.